26 февраля 2017 года Ильдар Дадин наконец вышел на свободу, после того как 22 февраля Верховный суд отменил его приговор. Ильдар был осужден к трем годам тюремного заключения в декабре 2015 года за неоднократные нарушения правил порядка проведения митингов (ст. 212.1 Уголовного кодекса РФ). Эта статья фактически криминализует мирные демонстрации, устанавливая уголовную ответственность за нарушение крайне жесткого российского закона «О собраниях». В марте прошлого года его срок был сокращен до 2,5 лет, но он вышел на свободу досрочно. Несмотря на то что власти затягивали его этапирование так, что его жена Анастасия и адвокаты теряли его след, и, как он утверждает, пытки в колонии, он не сдался и добился рассмотрения своей жалобы в Конституционном суде в начале февраля. Хотя КС и признал ст. 212.1 соответствующей Конституции, он потребовал ее уточнить, заявив, что сам факт неоднократного нарушения закона о митингах не должен автоматически приводить к уголовному преследованию. Дело Дадина суд постановил пересмотреть, что и вскоре было сделано Верховным судом – тот отменил приговор Дадину и признал за ним право на реабилитацию.
После освобождения Amnesty International связалась с Дадиным. Он поблагодарил активистов из России и со всего мира, которые не оставили его в беде: «Я благодарен, что люди откликнулись. Письма поддержки приходили – по одному письму из Швеции, Франции, Нидерландов, Германии, сразу три – из Канады. Они примерно одинаковые были по содержанию – «мы боремся за вас». Именно это дало мне понимание того, что есть не только гражданское общество в России, пускай и довольно слабое, что российское гражданское общество – это часть мирового гражданского общества порядочных, неравнодушных, честных людей, которые борются за то, чтобы люди оставались людьми. Это было для меня открытием».
Тонгпасеут Кеуакун и Сенг-Алун Фенгфанх, которые отбывали 20-летний тюремный срок, вышли на свободу еще в конце марта 2016 года, но мы узнали об этом лишь недавно. Amnesty International вела кампанию за их освобождение с момента их ареста 26 октября 1999 года, когда они попытались провести мирную демонстрацию во Вьентьяне, столице Лаоса. Из трех других человек, задержанных тогда же, один умер под стражей в 2001 году в результате жестокого обращения со стороны охранников тюрьмы, а двое других, как сообщается, вышли на свободу в 2002 и 2011 годах.
Несмотря на трудности и проблемы, связанные с работой в политически закрытой стране, когда практически невозможно получить оттуда новости и связаться с родственниками, группы сторонников Amnesty International энергично и изобретательно боролись за их освобождение и их усилия наконец увенчались успехом. Спасибо им всем!
Журналист из Узбекистана Мухаммад Бекжанов 22 февраля вышел на свободу. Мухаммад был арестован в 1999 году, после того как его обвинили в участии в серии террористических атак, произошедших в феврале того же года. Он подвергся преследованиям со стороны властей из-за того, что был редактором запрещенной газеты «Эрк» и братом Мухаммада Салиха, лидера оппозиционного «Народного движения Узбекистана».
Последние 17 лет он провел в тюрьме, хотя еще в 1999 году на заседании суда он заявил, что его пытали, пытаясь выбить признания в преступлениях, которые не совершал. Он заявил, что его избивали резиновыми дубинками, душили и пытали электрошоком. Суд проигнорировал его утверждения о пытках, и никакого расследования не последовало.
В декабре 2011 года, за три месяца до предполагаемого освобождения, Мухаммад был осужден еще на 5 лет якобы за «неподчинение законным требованиям администрации исправительного учреждения». Он должен был выйти на свободу в январе 2017 года, но в декабре его семья чуть было не потеряла надежду из-за заявления тюремной администрации о том, что Мухаммад помещен в одиночную камеру. Исходя из опыта самого Мухаммада и многих других заключенных в Узбекистане, перевод в одиночную камеру обычно предшествует произвольному увеличению срока заключения. На это раз эти опасения не имели под собой основания.
Активисты Amnesty активно боролись за освобождение Мухаммада, за последние годы он становился героем двух компаний - «Остановим пытки» и Марафона писем 2015 года.
Мы узнали, что Мухаммаду узнавал о том, что в его защиту идет кампания, даже находясь в тюрьме. Он даже получал письма со словами солидарности, которые его сильно поддерживали, хотя мы опасались, что тюремные власти могут не выдавать ему пришедших на его имя писем.
Огромное спасибо всем, кто поддерживал Мухаммада и его семью в их долгой борьбе.
Король Малайзии официально отменил смертный приговор, вынесенный гражданину Нигерии, Осариахи Эрнесту Обаянгбону, чья казнь была назначена на раннее утро 14 марта 2014 года.
Amnesty International стало известно о том, что его собираются казнить лишь за сутки до приведение в исполнение смертного приговора. Осариахи Оаянгбон был на полпути к месту казни, когда, благодаря стремительно развернутой кампании Amnesty, исполнение приговора было остановлено телефонным звонком.
Брат Осариахи, Куртис, написал электронное письмо в малазийское представительство Amnesty International с посланием для всех сторонников движения. В нем он рассказал о том, как повлияла деятельность Amnesty на события:
«Когда в 2014 году Осариахи должны были казнить, мы обратились к вам в Amnesty International, и хотя времени уже почти не оставалось, вы не опустили руки. После того как я с вами связался, вы собрали группу активистов и… мой брат был спасен. Вы не только спасли жизнь Осариахи, вы вернули надежду все членам нашей семьи, чьи жизни потеряли бы смысл, если бы его казнили… То, что сегодня мы отмечаем замену его смертной казни пожизненным заключением – это результат предпринятых тогда усилий… Мы благодарим бога, что Amnesty International существует и Осариахи и другие люди, оказавшиеся в такой же ситуации, могут остаться живы… Мы гордимся всеми вами и вашей организацией и желаем вам дальнейшего роста и развития».
23 февраля, всего за несколько дней до назначенной депортации, власти Канады выдали иранке Азизи Мирмахалех разрешение на двухлетнее пребывание. В случае депортации в Иран ей грозили бы арест, пытки и другие виды жестокого обращения, а также несправедливое судебное разбирательство. Не исключено, что она получила бы смертный приговор или была бы приговорена к длительному тюремному заключению, учитывая ее политическую деятельность, историю ее семьи и принадлежность в прошлом к запрещенной оппозиционной группе. АСП 52/17.
Мусаса Чибанда, активист молодежного движения «Борьба за перемены» (LUCHA) из Демократической Республики Конго, вышел на свободу 8 февраля. Ему не предъявили обвинений. Он находился под стражей без связи с внешним миром с 16 декабря 2016 года, когда его арестовали вместе с другой активисткой, Глорией Сенга. Последнее обновление АСП 287/16, индекс: AFR 62/5660/2017, дата: 10 февраля 2017 года.
В Иране была отсрочена казнь Хамида Ахмади, арестованного, когда ему было лишь 17 лет. Сначала приведение в исполнение смертного приговора было перенесено на 18 февраля. Однако 10 февраля власти отложили казнь на десять дней, чтобы в соответствии с исламской традиции дать время семье жертвы преступления, совершенного Ахмади, принять решение о прощении осужденного, что могло бы стать формальным основанием для властей для его помилования. 14 февраля власти сообщили семье Ахмади, что они отказались от своих планов его казнить.
Независимый журналист Худайберды Аллашов и его мать Курбантах Аразмедова 15 марта были осуждены на три года условного наказания, после того как были признаны виновными в хранении насвая (жевательного табака). Они были освобождены в зале суда. АСП 279/16. Индекс: EUR 61/5763/2017. Дата: 22 февраля 2017 года.
Российские активисты Серое Фиолетовое и Виктория Мирошниченко, проведя 15 дней под стражей в Донецке, который контролируют пророссийские сепаратисты, вышли на свободу целыми и невредимыми. Сейчас они уже находятся в России. АСП 42/17. Индекс: EUR 50/5724/2017. Дата: 15 февраля 2017 года.