Вы наверняка слышали о виртуальных частных сетях (VPN), Это один из приёмов, который вы используете, чтобы посмотреть пиратские фильмы или видеоролики, которые блокируют в вашей стране. Если бы VPN не было или они были запрещены, то вам пришлось бы ждать целый год, чтобы посмотреть новейший блокбастер онлайн.
А теперь представьте, что речь идёт не о фильмах, а о социальных сетях, новостных сайтах или порталах, откуда вы узнаёте, как правильно отправлять ритуалы вашей религии или где найти помощь, если вас преследуют на почве иной сексуальной ориентации.
Именно к этому идёт сейчас Россия, и именно это уже происходит в Китае.
В воскресенье президент России Владимир Путин подписал закон о запрете анонимайзеров и виртуальных частных сетей , в те же выходные Apple удалила большинство приложений для VPN из китайского App Store, чтобы соблюсти национальное законодательство, требующее правительственной сертификации виртуальных частных сетей.
Анонимайзеры, такие как VPN или TOR, являются главным инструментом защиты прав человека в интернете. Как отметил Специальный докладчик ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу убеждений и их свободного выражения, Дэвид Кайе, «шифрование и анонимность предоставляют отдельным лицам и группам в интернете конфиденциальную среду», в которой они имеют беспрепятственную свободу выражения мнений, защищённую от атаксо стороны властей или иных групп. «VPN-соединения или использование TOR и прокси-серверов в сочетании с шифрованием, возможно, является единственным способом, которым человек может получить доступ к информации или распространять её в](условиях повсеместной цензуры]», – добавил он.
Именно к такой цензуре движется сейчас Россия. Допускающие широкое толкование антиэкстремистские законы позволяют привлекать людей к уголовной ответственности за любые виды самовыражения, которые защищают нормы права в области прав человека. Так, блогер из Екатеринбурга Руслан Соколовский недавно был осуждён и приговорён к 3,5 годам лишения свободы условно за «разжигание ненависти» и «оскорбление чувств верующих» после того, как он выложил видео, в котором играет в Pokémon Go в одном из соборов Екатеринбурга.
А печально известный российский закон «о пропаганде гомосексуализма» используется для того, чтобы цензурировать и наказывать за информацию, касающуюся представителей ЛГБТИ-сообщества и прав ЛГБТИ. Европейским суд по правам человека недавно признал дискриминационный закон неправомерным, но тот всё равно остаётся в силе. Сложилась абсурдная ситуация, когда власти считают «экстремистской» карикатуру, на которой изображён Владимир Путин в роли «клоуна-гея», и в то же время не начинают официального расследования похищений, пыток, а в некоторых случаях и убийств геев в Чечне.
В условиях цензуры и государственной гомофобии анонимность в интернете может оказаться спасением. Такие средства для анонимности, как VPN, дают необходимый доступ к независимой и точной информации, особенно для ЛГБТИ-детей и подростков , которые не всегда могут получить её в других местах. Из-за запрета VPN многие вынуждены будут жить в ограниченном пространстве, где простое заявление «гомосексуализм – это нормально» считается нарушающим закон.
Анонимайзеры также могут помочь защищать политические права. К сожалению, правительства все чаще начали блокировать или отключать доступ к некоторым частям сети во время выборов, протестов или других важных мероприятий. Например, Amnesty International и OONI, как правительство Эфиопии использовало незаконную блокировку для того, чтобы цензурировать информацию о протестах, в ходе которых силовики убили 800 человек. Тогда же правительственными усилиями ненадолго удалось заблокировать работу мессенджеров.
В наши дни анонимайзер TOR демонстрирует стремительный рост трафика, что ясно указывает на то, как он ценен для интернет-пользователи при обходе незаконной цензуры.
И именно поэтому решение Apple вызывает глубокое разочарование. Интернет цензура в Китае повсеместна и только усиливается: к январю 2018 года в стране собираются запретить все негосударственные VPN-сервисы. Если другие компании последуют примеру Apple, то скоро людям в Китае станет намного труднее свободно получать доступ к информации в интернете.
Apple заявила, что просто соблюдает законодательство Китая, но это не адекватный ответ. Коммерческие компании несут ответственность за соблюдение международного права в области прав человека независимо от того, соблюдает ли государство свои обязательства в области прав человека. Лишая своих китайских клиентов доступа к виртуальным частным сетям. Apple нарушает эти обязательства. Мы ожидали более жёсткой позиции от Apple, компании, которая гордится тем, что лучше других обеспечивает конфиденциальность своих клиентов.
Когда-то казалось, что интернет открывает перед нами перспективу почти неограниченного доступа к коммуникациям и свободу от жёсткой цезуры, с которой слишком часто сталкиваются телевидение, радио и печатные СМИ. Свободный обмен информацией должен был в перспективе объединить нас и сблизить.
Но если правительства получат новые инструменты для ограничения нам доступа к информации, этой перспективе конец. Вместо этого всемирная сеть станет куда более закрытой и начнёт делиться на всё более изолированные информационные островки.
Текст: Джошуа Франко, исследователь Amnesty International по технологиям и правам человека