Занимавший почти три десятилетия президентское кресло Нурсултан Назарбаев 19 марта неожиданно для всех покинул должность главы Казахстана. На его место заступил председатель Сената Касым-Жомарт Токаев.
Однако бывший казахстанский лидер сохранит большую часть своего влияния в качестве главы правящей партии и Совета Безопасности. К тому же, уже на следующий день после отставки дочь Назарбаева Дарига была назначена на вторую по значимости в стране должность спикера Сената. За следующие 24 часа парламент проголосовал за то, чтобы назвать в честь Назарбаева как минимум пять улиц в разных городах страны, кроме того без каких-либо консультаций была переименована в Нур-Султан столица Казахстана Астана.
При Назарбаеве права на свободу выражения мнений, собраний и ассоциаций постоянно подвергались нападкам. Власти не смогли ничего противопоставить и пыткам и другим видам жестокого обращения. Теперь у Касым-Жомарта Токаева появилась возможность начать с чистого листа. В своей присяге на инаугурации он произнесёт слова о том, что он будет «гарантировать права и свободы граждан». Будем надеяться, что это не займет у него ещё 28 лет.
Вот 10 мер, которые мы рекомендуем предпринять немедленно:
Макс Бокаев был задержан в мае 2016 года после публикации информации о мирных антиправительственных акциях протеста. Он был приговорен к пяти годам лишения свободы за «разжигание розни», «распространение заведомо ложной информации» и «организацию незаконных митингов» 28 ноября 2016 года. Он является узником совести, содержащимся исключительно за мирное осуществление своих прав на свободу выражения мнений и мирных собраний. Он должен быть немедленно и безоговорочно освобождён.
Макс Бокаев (слева), © Sputnik KZ
● Amnesty International призывает нового президента уважать и защищать право на свободу выражения мнений всех людей в Казахстане, в том числе на таких форумах, как социальные сети.
Начиная с одов власти стали использовать административные и уголовные санкции против людей, выражавших свои взгляды и призывавшие к протестам в социальных сетях. Активисты и правозащитники сообщают, что, по их оценке, всё больше жителей страны считают необходимым подвергать самоцензуре то, что они пишут в социальных сетях, из-за боязни привлечь внимание властей.
● Внести существенную поправку в статью 174 Уголовного кодекса для обеспечения точного составления положений, направленных на борьбу с пропагандой ненависти и дискриминации так, чтобы в соответствии со статьей 19 (3) МПГПП, она незаконно не ограничивала свободу выражения мнений.
Ардак Ашим
Примером такого преследования может служить случай Ардак Ашим, 52-летней блогера и гражданской активистки из Шымкента. Весной 2018 года она провела почти три месяца в психиатрическом заключении. Первоначально ей было предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса за «подстрекательство к социальным, национальным, расовым, классовым или религиозным разногласиям»(статья 274) и«оскорбление государственного чиновника с использованием средств массовой информации»(статья 378) за её посты в социальных сетях, критикующие правительство. Она была освобождена в мае 2018 года, и обвинения были сняты.
Создать адекватный независимый механизм для расследования всех сообщений о пытках и других видах жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Принять новый закон об общественных выступлениях, соответствующий международному праву в области прав человека, который устранит требование предварительно получать одобрение властей на проведение массовой акции.
В феврале 2019 года сотни мирных демонстрантов были арестованы по всей стране. Правозащитник Дмитрий Тихонов был задержан вместе с 32 другими мирными демонстрантами, включая школьников и пенсионеров в Алматы. Он рассказал нам, что сотрудники милиции в масках и без каких-либо идентификационных значков начали задерживать людей, которые собрались возле офиса правящей партии «Нур-Отан» 27 февраля. В тот день казахстанские власти вновь продемонстрировали свое пренебрежение по отношению к праву на мирные собрания, задержав мирных демонстрантов.
Обеспечить гарантию того, что Закон об общественных объединениях разрешает свободную деятельность незарегистрированных объединений.
Изучить альтернативы опекунству над взрослыми людьми и разработать «дорожную карту» для создания альтернативной системы, основанной на передовой практике, в соответствии с Конвенцией о правах людей с инвалидностью.
Казахстан является одной из нескольких постсоветских стран, где дискриминационный режим опёки продолжают определять жизнь людей с инвалидностью. Согласно действующему законодательству, лица с психическими расстройствами могут быть объявлены «недееспособными» судом и оставлены на попечение опекуна (часто близкого родственника). С этого момента они больше не могут принимать решения о своей жизни или осуществлять свои права.
Внести в законодательство изменения, необходимые для гарантирования права на обращение в суд для защиты своих прав, отмены решений о «дееспособности» и смены опекунов лиц, которые были объявлены «недееспособными».
Маргарита Лученкова (справа)
Маргарита Лученкова была лишена дееспособности по просьбе своего брата. Она рассказала Amnesty, что её брат живёт в её квартире и не платит за неё уже больше года. Будучи лишенным дееспособности, она не может обратиться в суд для защиты своих интересов или смены опекуна. Правоспособность может быть восстановлена только в том случае, если лицо считается «вылеченным» или если его опекун или прокурор просит восстановить его. На практике правоспособность очень редко восстанавливается, и большинство людей остаются под опекой на всю жизнь.
Принять законы, которые прямо наказывает за преступления на почве предвзятости, основанной на сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
В отчете за 2017 год мы зафиксировали тревожный рост враждебности по отношению к правозащитным группам, занимающимся правами ЛГБТИ в некоторых странах бывшего Советского Союза, включая Казахстан. Социальная и политическая гомофобия и трансфобия способствуют маргинализации правозащитников и активистов ЛГБТИ-сообщества. Государственные органы не желают защищать правозащитников и активистов из числа ЛГБТИ, а полиция не в состоянии предотвращать и расследовать гомофобные и трансфобные преступления.
Поддерживать принципы Декларации ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы путем поощрения и защиты работы правозащитников.
Елена Семенова
С 2015 года правозащитница Елена Семенова из Павлодара, Северный Казахстан, подвергается преследованиям со стороны казахстанских властей из-за её работы в интересах жертв пыток. Она подвергалась постоянным преследованиям, начиная от словесных угроз со стороны сотрудников полиции применить физическое насилие и заканчивая нападением и поджогом её дома.
Из 16 случаев, когда договорные органы ООН обнаружили нарушения Казахстаном положений соответствующих договоров, только два были выполнены частично. В 2015 году Комитет ООН по правам человека признал бизнесмена Мухтара Джакишева жертвой нарушения права на справедливое судебное разбирательство, права на свободу и личную неприкосновенность и права на гуманное обращение. Тогда комитет рекомендовал, в частности, его «немедленное освобождение» и «эффективный доступ к медицинскому обслуживанию в местах лишения свободы в ожидании освобождения». В августе 2017 года Мухтар Джакишев перенес инсульт после перевода в тюрьму в селе Долинка Карагандинской области. У него серьёзное заболевание почек, и независимые врачи оценивают его здоровье как очень плохое. Мухтар Джакишев срочно нуждается в квалифицированной медицинской помощи.